Череповец OnLine

Шрифт
  • Увеличить
  • Обычный
  • Уменьшить
Череповец Новости За профессией — после 9 класса

За профессией — после 9 класса

Печать
обществе мнение о престижности высшего образования, количество молодых людей, которые хотят получить рабочую профессию, почти не уменьшается. В этом году отчасти причиной интереса со стороны учащихся и родителей к профучилищам стал финансовый кризис — для людей важен не только образовательный аспект, но и социальная защита. Кроме того, сейчас многие профессии из тех, которые не были популярны в последние годы, могут вновь стать актуальны. Да, они не так престижны, возможно, не обещают легкого дохода, но у работодателей спрос на них по­прежнему высок.

Актуально ли сегодня такое образование и каковы его перспективы? Изменятся ли правила набора в училища и колледжи в нынешних экономически сложных условиях? Насколько сегодня востребовано профобразование и какие перспективы дает его получение? Эти и другие вопросы директора учебных заведений обсудили на «круглом столе» по вопросам начального и среднего профессионального образования, который прошел в редакции газеты «Речь».

Участники «круглого стола»:

директор ПУ № 8 Лидия Федоровна Сивирикова,

зам. директора по УПР ПУ № 21 Надежда Николаевна Ломакина,

директор ПУ № 27 Леонид Александрович Осипов,

директор ПУ № 35 Николай Александрович Лесихин,

зам. директора по УПР ПУ № 37 Владимир Валентинович Мараков,

директор ПУ № 38 Лариса Валериевна Святышева,

директор ГОУ СПО «Череповецкий индустриальный колледж» Дмитрий Ильич Гуляев.

Для школьников и их родителей сейчас наиболее остро стоит вопрос выбора: оставаться ли в школе после 9 класса или предпочесть получение начального, среднего профессионального образования (НПО и СПО). Внесены ли в условия набора этого года какие­нибудь коррективы в связи с демографической и экономической ситуацией?

— Мы, четыре средних специальных учебных заведения (лесомеханиче­ский техникум, медицинское училище, металлургический колледж, индустриальный колледж — авт.), сможем принять около тысячи учащихся, — рассказывает директор индустриального колледжа Дмитрий Гуляев. — Это довольно большая цифра. Обучение в ПУ после 11 класса сегодня мало кого интересует, в основном эти ребята поступают в вузы, и только единицы — в наше учебное заведение. К тому же и для нас нет особого смысла набирать в колледж одиннадцатиклассников, потому что, во­первых, их забирают в армию, во­вторых, они, как правило, учатся год и поступают в вузы. А наша главная цель иная — подготовить нужных специалистов для предприятия, так как мы работаем на договорной основе. В этом году план приема утвержден департаментом образования Вологодской области, он корректирует наши заявки, которые мы предварительно согласовываем с базовыми предприятиями города. В этом году все показатели скорректированы в сторону уменьшения. Количество выпускников 9­х классов в этом году — 2426 человек, планируется, что 1362 из них продолжат обучение в школе, а на все городские учебные заведения СПО и НПО останутся 1064 человека. Конкурса почти не будет.

Перечень профессий почти не уменьшится, и серьезных изменений в нем не ожидается:

— Кризис — он приходит и уходит,— считает директор училища № 27 Леонид Осипов, — у тех ребят, которых мы набираем в 2009 году, выпуск в 2012­м. К этому времени — я более чем уверен — кадры, особенно рабочие, будут очень востребованы. Поэтому надо ориентироваться не на сегодняшний день, а на 2012 год, когда опять начнется подъем экономики. Мы обсуждали сложившуюся ситуацию с руководителями многих предприятий — набирать или не набирать ребят на ту или иную профессию, и ответ у всех был один: да, брать. Я проанализировал по профессиям нашего училища — а это электромонтеры, слесари, слесари КИПиА, машинист крана, — даже на сегодня потребность кадров от 35 и до 90 человек на профессию.

В индустриальном колледже в этом году не будет набора только по одной профессии — сталеплавильщик:

— Мы готовим по этой специальности через год, так как на сталеплавильном производстве ежегодно 25 человек не трудоустроить. Столько людей на пенсию не уходит, а без заявки комбината не можем выпустить молодого человека, выдав ему только диплом и не предоставив работы.

Скорректированные в сторону уменьшения бюджетные планы по приему не должны помешать намерениям поступающих — сказывается «демо­графическая яма»: даже при том условии, что количество мест сокращено, поступят все желающие.

— Учитывая демографическую ситуацию и статистику, перспективу развития города, необходимо просчитать востребованность рабочих кадров по профессиям, специальностям, по годам, подготовку новых востребованных профессий и специальностей для предприятий города, так как это требует создания учебной материальной базы и времени, — считает директор ПУ № 35 Николай ЛЕСИХИН.

Сегодня приоритет у детей и родителей часто смещается в сторону высшего образования. Тем не менее руководители профучилищ уверены в компетентности и востребованности своих учебных заведений:

— К нам идут те люди, которые хотят получить рабочую профессию, их число почти не уменьшается, — считает директор индустриального колледжа. — В этом году отчасти причиной интереса со стороны учащихся и родителей к нашим учебным заведениям является финансовый кризис — для людей важен не только образовательный аспект, но и социальная защита: например, в НПО двухразовое питание, для учеников из районов области — трехразовое, стипендия, зарплата при прохождении практики, предоставляются спецодежда, жилье. В СПО ребята получают до 3,5 тысячи рублей в качестве стипендии, в НПО фиксированная сумма стипендии — 500 рублей.

Очень важным моментом для своих учеников руководители считают производственную практику:

— У нас основное предприятие — «Северсталь­метиз», — рассказывает Лариса Святышева, директор училища № 38, — и практикой ребята обеспечены стопроцентно, причем, кроме навыков, они получают от 500 до 1000 рублей в месяц за свою работу.

Иногда родители сетуют на несовершенную материальную базу профессиональных учебных заведений. Да, эта проблема существует, признают директора, но она не определяет итоговое качество образования.

— Нельзя говорить, что мы пользуемся старыми методами в обучении, что у нас устаревшая техническая база, — мы же отправляем на практику на городские предприятия, где со­временное оснащение, — это мнение Ларисы Святышевой поддержали все руководители.

Стоит упомянуть, что у большин­ства выпускников профобразовательных учреждений всегда есть шанс при желании продолжить образование: каждый из них имеет право после выпуска сдать ЕГЭ, и для этого создаются условия (при этом в самих училищах сохраняется традиционная экзаменационная система итоговой аттестации). И выпускники НПО так же, как и обычные школьники, могут поступить в вуз.

— Кстати, в этом году большее количество ребят идет учиться дальше. Они используют различные варианты — и вузы, и техникумы, а мы стараемся им помочь в этом вопросе: беседуем с ними, направляем, где и как они могут узнать о поступлении. Показательны цифры: в прошлом году ЕГЭ сдавал всего 1 человек, а в этом году — уже 23, — замечает директор училища № 8 Лидия СИВИРИКОВА.

Крупной проблемой в области череповецкого профобразования стало то, что практически отсутствует возможность профобучения для девушек и для ребят с ограниченными возможностями. Действительно, чтобы поступить на многие из представленных в городе специально­стей, требуется иметь определенные физические данные, а напротив многих профессий даже стоит буква «м» — только мальчики. Какие вообще меры может принять руководство города и области для решения этой проблемы?

— В настоящее время многие выпускники школ имеют отклонения в состоянии здоровья. И поэтому не могут поступить в наши учебные заведения. Для данной категории выпускников школ необходимо определить перечень профессий по профподготовке и определить предприятия, на которых они будут востребованны. Но к сожалению, решение такой серьезной проблемы не в нашей компетенции, подумать об этом — задача города и области, — считает директор ПУ № 35 Николай Лесихин. — Целесообразно было бы создать большое многопрофильное училище. Например, в помещениях закрытого 23­го училища организовать обучение для ребят с проблемами здоровья. Сегодня это было бы востребованно.

В 2009 году в Череповце ведется прием девушек по профессиям:

ПУ № 8: мастер отделочных строительных работ,

ПУ № 21: профессии сферы торговли и общественного питания,

ПУ № 27: лаборант­аналитик, машинист крана (после 9 и 11 классов),

ПУ № 35: повар­кондитер, машинист крана,

ПУ № 37: лаборант­эколог, парикмахер,

ПУ № 38: портной­закройщик,

Череповецкий индустриальный колледж: технолог общественного питания, машинист крана.

Сегодня многих родителей беспокоит вопрос: куда пойдут работать их дети, уже оканчивающие обучение в ПУ или еще только собирающиеся в профобразовательное учреждение? Не повлияет ли на трудоустройство ребят ситуация на рынке труда и поменяется ли что­нибудь со временем в сфере рабочих профессий?

— Сегодня проблема трудострой­ства наших выпускников решается по нескольким направлениям, — комментирует Дмитрий Гуляев. — Первое — мы пытаемся трудоустроить ребенка. Если ученик во время прохождения практики себя покажет хорошо, то на вакансию его возьмут. Кроме того, сейчас для выпуск­ников организуются стажировки на предприятиях. Следующий вариант — призыв в армию. Большинству наших выпускников выданы повестки, и все ребята должны организованно пройти медицинскую комиссию. Я думаю, что в этом году больших проблем в этом вопросе не будет.

— Мы тоже стараемся трудоустраивать ребят, конечно, армия у нас традиционно возьмет какую­то часть, — рассказывает директор училища № 8 Лидия Сивирикова. — К тому же нас не так уж пугает кризис в строительной области — широко распространены компании, выполняющие ремонтные работы. Таким образом, все еще имеются и места для стажировок, и рабочие вакансии для наших выпускников.

— У нас есть различные специальности, — поддерживает разговор директор ПУ № 38 Лариса Святышева, — и, например, если говорить о швейной промышленности, то она немного на подъеме. Есть рабочие места: оживился частный бизнес в этом направлении, открываются ателье в городе. В этом году ситуация хоть и напряженная, но показательная — дело в том, что, по статистике, из наших учебных заведений более семидесяти процентов устраиваются по специальности, то есть наши ребята хотят работать по полученной профессии. Для родителей это хорошая социальная ниша, потому что ребенок получит не только профессию, но и среднее образование, поэтому в социальном смысле он будет защищен.

Кризис расставляет свои приоритеты — сейчас многие профессии из тех, которые не были популярны в последние годы, могут вновь стать актуальны. Да, они не так престижны, возможно, что они не обещают легкого дохода. Но именно сейчас такие специальности могут стать хорошим выходом в условиях безработицы — у работодателей спрос на них по­прежнему высок. Какие же профессии в нашем городе не в почете? Такой вопрос мы адресовали директорам училищ.

— Сегодня непопулярны самые основные рабочие профессии, — отметил Дмитрий Гуляев, — вот, например, станочник, сталеплавильщик, коксохимик, доменщик. Эти специальности в основном мы комплектуем за счет села.

Аналогичная проблема с набором станочников есть и в училище № 38.

— Что касается специальностей, я бы назвал специальность слесаря, — говорит Леонид Осипов. — К сожалению, престиж этой очень востребованной профессии сейчас невысок. Да, условия труда, конечно, не самые лучшие, но я считаю, что хороший слесарь — это золотые руки, это ценный работник, и ни один механизм ни на ЧерМК, ни на других предприятиях без слесаря не обойдется.

В 21­м училище — проблемы с работниками водного транспорта:

— У нас всего 150 мест, подано уже 161 заявление, а на водный транспорт хотят всего 7 человек. В основном это специальность механика­судоводителя, — говорит зам. директора по УПР ПУ № 21 Надежда Ломакина.

— В нашем училище престижны все профессии, кроме каменщика, — говорит директор 8­го училища Лидия Сивирикова. — Мы долго работали с наукой, чтобы можно было сделать профессию широкого профиля — теперь эта специальность сочетает в себе несколько профессий: монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, каменщик, бетонщик, электросварщик.

Какие профессии можно получить в училищах и индустриальном колледже Череповца?

Череповецкий индустриальный колледж (контактный телефон 55­03­96):

• монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования,

• техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования,

• обработка металлов давлением,

• технология продукции общественного питания,

• сварщик (электросварочные и газосварочные работы),

• машинист машин металлургиче­ского производства,

• помощник машиниста локомотива,

• станочник (металлообработка),

• автомеханик.

Профессиональное училище № 8 имени А.А.Лепехина (контактный телефон 22­62­60):

• мастер отделочных строительных работ (маляр строительный, штукатур, плиточник­облицовщик),

• мастер столярно­плотничных и паркетных работ (столяр строительный, плотник, станочник деревообрабатывающих станков, паркетчик, стекольщик),

• мастер общестроительных работ (монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщик ручной сварки, каменщик), секретарь­референт.

Профессиональное училище № 21 (контактный телефон 23­27­40):

• продавец, контролер­кассир,

• повар, кондитер,

• официант­бармен,

• судоводитель, помощник механика,

• электрик судовой.

Профессиональное училище № 27 (контактный телефон 22­62­66):

• слесарь,

• электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования,

• слесарь КИПиА,

• машинист машин металлургиче­ского производства (машинист крана),

• лаборант­аналитик.

Профессиональное училище № 35 (контактные телефоны: 55­27­23, 55­27­29):

• автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей, водитель автотранспортных средств категории «С»),

• машинист крана (крановщик по управлению башенными самоходными, мостовыми, козловыми и портальными кранами),

• сварщик (электросварочные и газосварочные работы),

• повар, кондитер.

Профессиональное училище № 37 (контактный телефон 29­74­06):

• лаборант­эколог,

• электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования,

• помощник машиниста локомотива,

• сварщик,

• парикмахер.

Профессиональное училище № 38 (контактный телефон 55­61­42):

• оператор метизного производства,

• станочник (металлообработка),

• электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования,

• сварщик (электрогазосварочные работы),

• слесарь.

Елена Срапян
№89(22499)
22.05.2009
 

Добавить комментарий


Баннер