Напомним, разработка законопроекта началась еще в 2009 году, но ни один из предыдущих вариантов не устраивал образовательную общественность. Среди новшеств в очередной версии — начальное профобразование предлагается включить в среднее профобразование, которое будет работать по двум видам программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Учтена специфика творческих училищ; отмечается, что они работают по интегрированным программам на базе начального или основного общего образования и дают одновременно и школьные знания, и профессию.
Под высшим образованием авторы проекта подразумевают бакалавриат, специалитет, магистратуру, подготовку научно-педагогических кадров, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Вопросы, касающиеся докторантуры, будут прописаны в Законе «О науке и государственной научно-технической политике».
По новому проекту дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется государственными образовательными стандартами. Дошкольное образование и уход за детьми отделены друг от друга.
Что касается негосударственных образовательных организаций, то им гарантирован доступ к бюджетным средствам.
Уделено внимание соцподдержке обучающихся. Предусматривается поэтапное повышение стипендий с привязкой к минимальному размеру оплаты труда. Так, стипендия для студентов вуза не может быть менее половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Всем получающим среднее профобразование обещана стипендия в размере трети МРОТ, независимо от учебных успехов. Определен и минимум социальной стипендии — не менее 1,5 размера обычной академической стипендии.
Согласно проекту, зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также от наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. Она не должна быть ниже средней по экономике региона. Молодые специалисты могут рассчитывать на особое внимание и денежное вознаграждение. При этом законопроект запрещает учителю быть платным репетитором ученика той же школы.
Среди вопросов, на которые проект обращает внимание, — транспортное обеспечение обучающихся: организация их бесплатного подвоза к образовательным организациям и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством РФ льгот при проезде на транспорте общего пользования. Организация и финансовое обеспечение бесплатного подвоза обу-чающихся осуществляется учредителями образовательных организаций.
— Это уже четвертая версия законопроекта, в обсуждении которого педагоги области принимали активное участие, — комментирует Наталья Стрижова, зам. начальника управления образования мэрии. — В новой версии учтены некоторые корректировки, но, к сожалению, большая часть наших предложений не нашла отражения. В сравнении с первым вариантом этот значительно сократился, стал более доступным для восприятия. Но если разбираться конкретно по каждой главе — улучшений мало.
Законопроект представят на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию, вступит в силу новый закон в 2013 году.
Марина Белая, Речь 19.01.2012