Череповец OnLine

Шрифт
  • Увеличить
  • Обычный
  • Уменьшить
Череповец Образование Образование Константин Харахнин: «Оставаться на том уровне, который есть сейчас, нельзя»

Константин Харахнин: «Оставаться на том уровне, который есть сейчас, нельзя»

Печать

На эти и другие вопросы отвечает проректор по научной работе ЧГУ Константин Харахнин.

Все чаще говорят о том, что наука в России погибает. Нет каких-то громких имен, разработок. Как вы оцениваете возможность развития науки в стране?

— Сказать, что наука в России погибает, нельзя. В последнее время наметилась тенденция возвращения с Запада российских ученых. Приведу только один пример. Под Санкт-Петербургом работает предприятие, выпускающее светодиоды и энергосберегающую продукцию. Создано это предприятие тремя учениками Жореса Алферова. В свое время они окончили Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе, защитили кандидатские диссертации, уехали по предложению работать в Финляндию. Тогда, в 90-е годы, в стране были неблагоприятные условия для развития науки. Через какое-то время они вернулись и организовали современное высокотехнологичное предприятие «Оптоган». Сейчас оно насчитывает 500 человек. Перспективы для развития научной мысли в России есть. Главное — государство действительно заинтересовано в том, чтобы ведущие ученые работали здесь. Так, для поддержки научных и научно-педагогических кадров разработаны федеральные целевые программы, выделяются значительные средства на разработку различных высокотехнологичных продуктов.

Считается, что в России основной научный потенциал концентрируется вокруг НИИ, в то время как за рубежом каждый университет имеет свои научные кружки, центры и лидеров. Насколько возможно полноценное и качественное развитие науки в российских университетах вообще и в ЧГУ в частности? Как вы оцениваете научный потенциал ЧГУ?

— Исторически сложилось, что в России основная наука делалась в НИИ. После распада СССР многие НИИ прекратили свое существование. Сейчас государство возлагает на вузы функцию генерации знаний, инновационных высокотехнологичных разработок. Созданы так называемые НИУ: научно-исследовательские университеты. Развитие науки возможно не только в столичных вузах — это показывают наши результаты. Вузы Москвы и Питера, в которые вкладывается значительное количество средств, не могут обеспечить научными разработками все предприятия, которые находятся на периферии. Да, они стараются участвовать в этом, но Россия большая, предприятий много. И для региональных вузов здесь открывается хорошая перспектива: они могут внести свой вклад именно в развитие науки в регионах. У ЧГУ достаточно высокий научный потенциал. Определены приоритетные для университета области развития. Ученые технических направлений Череповецкого университета традиционно активно работают совместно с предприятиями ОАО «Северсталь», другими производственными и строительными компаниями. Ежегодно преподаватели технических направлений получают патенты на изобретения и полезные модели. Большой вклад вносят ученые, которые работают по гуманитарным и педагогическим направлениям. Это и сохранение культурного наследия Русского Севера, и социологические исследования и мониторинг, например, в рамках программы «Здоровый город» изучаются социальные вопросы, настроения молодежи и пожилых людей. Наши педагоги и психологи разрабатывают новые педагогические модели и системы, в том числе в области дефектологии. Мало кто знает, что наши историки ведут активные археологические изыскания, в том числе и полевые работы. Ко всей этой деятельности мы активно привлекаем не только преподавателей, но и студентов ЧГУ. Другое важное направление — экология: экологическая обстановка в нашем городе не совсем благополучная, и наши ученые предлагают свои решения проблем. Особое место занимают научные исследования в IT-сфере: защита информации и персональных данных, программные комплексы для производства и многое— многое другое.

Чего не хватает, на ваш взгляд, местным ученым для развития, для разработки собственных проектов?

— Одна из проблем — это продвижение результатов интеллектуальной деятельности на рынок. Дело в том, что ученый не имеет возможности продвигать свою продукцию (а подчас и не умеет это делать), он занят учебным процессом. Ведь согласно уставу вуза, основная задача — это образовательная функция: ученый читает лекции, проводит лабораторные и практические занятия. Доводить до потребителя научную разработку должна отдельная служба, которая собирает в банк данных все разработки ученых, рекламирует их на рынке и в то же время ищет заказы для ученых со стороны предприятий. Такая структура называется центром трансфера технологий. Она осуществляет взаимосвязь между учеными, предлагающими свою продукцию, и предприятиями. В случае, когда заказчику необходима конкретная разработка, работники центра доносят это предложение до ученого. Подобные центры трансфера технологий должны быть созданы при вузах. Я изучал опыт мюнхенских университетов, при которых работают подобные центры.

В ЧГУ есть отдельная структура, которая занимается поиском заказов для вуза и в то же время продвижением результатов интеллектуальной деятельности ученых на рынок, — это научно-исследовательский сектор. У нас есть также управление аспирантуры и докторантуры и сопровождения научной деятельности, сотрудники которого помогают ученым в написании заявок на гранты и оформлении документации, организуют различные научные мероприятия как для студентов, так и для преподавателей.

Кроме того, для успешного развития науки необходимо создавать условия. Прежде всего нужны исследовательские лаборатории по приоритетным направлениям, без них сделать науч-ное открытие невозможно. Как правило, в имеющихся лабораториях оборудование морально и физически устарело. Создание научно-исследовательских лабораторий, их модернизация является условием полноценного и качественного развития науки в российских университетах вообще и в ЧГУ в частности.

Сейчас развитие науки идет прежде всего не за счет госфинансирования, а благодаря участию в грантовых конкурсах. Насколько активны сотрудники ЧГУ в этом плане?

— Ученые ЧГУ активно участвуют в грантовых конкурсах, как в федеральных целевых программах, так и в областных. Скажу только, что за 2011 год общая сумма по выигранным грантам составила более 7,2 млн рублей, 4,7 млн по хозяйственным договорам, за счет финансирования из областного и местного бюджетов 3,7 млн руб. Если брать статистику за пять лет, то с 2006 по 2010 год за счет внешних грантов и хоздоговоров было профинансировано более чем на 40 млн рублей научных исследований по техническим направлениям; 25 млн рублей на свои разработки выиграли гуманитарии и педагоги.

Какое направление развивается наиболее плодотворно — гуманитарное или техническое? Какие достижения или проекты, признанные научным сообществом за последние годы, вы бы отметили особо?

— У нас развиваются все направления. Среди особых достижений я бы отметил проект кафедры дефектологического образования «Подготовка научно-педагогических кадров в сфере сохранения социального здоровья детей в промышленном городе» (руководитель — доктор педагогических наук Ольга Денисова) и проект кафедры металлургии, машиностроения и технологического оборудования «Развитие теории сортовой прокатки и разработка на ее основе технологии производства сортовых профилей из труднодеформируемых сталей для высокотехнологичных секторов экономики» (руководитель — кандидат технических наук Алексей Виноградов).

Сейчас в России отмечается тенденция старения населения, это не может не касаться и научных кадров. Что необходимо сделать, чтобы привлечь в науку молодежь? Как часто те, кто поступает в аспирантуру, продолжают заниматься научной деятельностью?

— Вы правы, к сожалению, это проблема, средний возраст преподавателей в ЧГУ достигает 50 лет. Сейчас же сложилась такая ситуация, когда уровень зарплаты в промышленности больше, чем в вузе. Поэтому трудно удержать в вузе талантливых ребят, защитивших диссертации, особенно по техническим направлениям. С другой стороны, ученые, выигравшие гранты, имеют хорошую финансовую добавку к основной зарплате. Нужно быть активным, вести научные исследования и участвовать во всех возможных грантовых программах.

Что необходимо сделать, на ваш взгляд, чтобы российская наука успешно развивалась: использовать западные модели образования, увеличивать финансирование или что-то другое?

— Мы перешли на двухуровневую западную систему — бакалавриат и магистратура — с 2011 года. Но и сейчас Череповецкий университет может набирать студентов на специальности, приоритетные для государства, например, «Наземные транспортно-технологические средства». У нас открыто больше двадцати направлений магистратуры. Но пока трудно сказать, что даст эта система. Необходимо пройти весь цикл. Одна из проблем заключается в том, что работодатель пока не понимает, кто такой бакалавр, каковы будут его возможности. Бакалавр будет обучаться на один год меньше специалиста, хотя и тут бывают исключения, например, новая программа «Дизайн архитектурной среды» рассчитана на пятилетний срок освоения с присуждением квалификации бакалавра. В любом случае, лишь по окончании полного цикла станет ясно, правильный ли путь развития мы избрали. Несомненно, необходимо увеличивать финансирование на оснащение учебных лабораторий вуза новым современным оборудованием. Любая теория должна быть проверена на практике. Считаю, что в городе и области должны быть воссозданы центры технического творчества молодежи, например, по таким направлениям, как робототехника, радиоэлектроника, микропроцессорная техника и др. Нам нужны сильные абитуриенты.

Должен ли преподаватель заниматься наукой? Или наукой и образованием должны заниматься разные люди?

— У меня есть твердое убеждение на этот счет: преподаватель вуза просто обязан заниматься наукой. Если в вузе нет науки, он скатывается на уровень колледжа — там обучение тоже продолжается четыре года. Мало того, свои научные исследования преподаватель должен включать в собственные лекции, рассказывать о результатах студентам. Хочется отметить, что у нас разработана программа развития науч-ной среды, задача которой — создать условия и стимулы для научной работы обучающихся и преподавателей. Организован 21 научный кружок по различным направлениям: гуманитарные, естественно-научные, компьютерного моделирования, информационных систем — весь спектр направлений, которыми занимаются ученые в дополнительное время. Именно через участие в научных кружках студенты могут приобрести необходимые навыки в исследовательской работе.

Сколько диссертационных советов работает в ЧГУ в настоящий момент?

— По техническим наукам работает докторский совет Д212.297.02. Защищаться можно по двум специальностям: «Автоматизация технологических процессов и производств» и «Cистемный анализ, управление и обработка информации». Кроме того, мы провели работу по организации совместного совета с Вологодским педуниверситетом по двум специальностям: «Русский язык» и «Литература». Заседания будут чередоваться и проходить в Вологде и Череповце. Проведена работа по восстановлению диссертационного совета Д212.297.01 по направлениям «Металлургия» и «Теплоэнергетика».

Если говорить о материальной составляющей — поможет ли ученым добиться больших успехов решение квартирного вопроса? И решается ли оно в ЧГУ?

— В свое время в ЧГУ приобреталось жилье для преподавателей и сотрудников университета. Это хорошая практика. В качестве положительного примера можно также привести опыт Белгородского университета — там выделили средства на приобретение жилья для целой научной школы, которая была приглашена в университет для развития конкретного направления. Поэтому нам надо определиться с тем, что надо развивать в Вологодской области, и приглашать не одного человека, а целую научную школу.

По вашему мнению, какое направление в области стоит развивать в первую очередь?

— Так исторически сложилось, что производство Вологодской области в основном выпускает полуфабрикаты. Предприятий, производящих конечный продукт, не так много. Необходимо создавать предприятия по приоритетным направлениям региона, производящие конечный продукт. Кроме того, я с оптимизмом смотрю на практически незанятую нишу в области — предприятия, работающие в сфере IT-технологий, или, например, производство светильников на основе светодиодов. Производство высокотехнологичной продукции потребует высококвалифицированных кадров — университет может их готовить. Оставаться на том уровне, который есть сейчас, нельзя. Даже если судить по распределению государственных грантов, значительные суммы идут именно на развитие высоких технологий. Сегодня перед нами открываются огромные возможности для развития, надо сделать все, чтобы их не упустить!

Марина Белая, Речь 17.04.2012
 

Лучшие химики области получили награды из рук Губернатора

Сегодня в Череповце состоялось торжественное собрание коллектива АО "Апатит", посвященное подведению...

В «Октябрьском» арестовали имущество несмотря на решение о мировом соглашении

В «Октябрьском» арестовали имущество несмотря на решение о мировом соглашении Судебные приставы Череповецкого района 25 декабря арестовали имущество сельхозпредприятия "Октябрьск...

Соцвыплаты в банке «Северный кредит» получало минимальное число череповчан

Соцвыплаты в банке «Северный кредит» получало минимальное число череповчан По информации регионального отделения Фонда соцстрахования, проблемы вологодского банка "Северный кр...

В Череповце дети расскажут о культуре и обычаях разных народов

В Череповце дети расскажут о культуре и обычаях разных народов В Череповце открылся детский фестиваль-конкурс национальных культур "Вместе". Областной фестиваль пр...

В Череповце новый дом военных погряз в мусоре

В Череповце новый дом военных погряз в мусоре Мусорные контейнеры у дома N 114 по Советскому проспекту не вывозятся, а бытовые отходы разлетаются ...

Хоккеисты «Северстали» проиграли первый матч сезона

Хоккеисты «Северстали» проиграли первый матч сезона Череповецкая "Северсталь" сегодня в первом матче регулярного чемпионата КХЛ в Ханты-Мансийске в овер...