Герцогский канал

10.08.2010 14:20 Экскурсовод Автор: Администратор
Печать


На автомобильной переправе через шлюз раньше висел знак ограничения грузоподъемности — цифра 8 в красном круге. Ветхое состояние конструкций отразилось на этом знаке: поверх стертой восьмерки теперь красуется яркая цифра 2. Не более двух тонн — вес небольшой легковушки — сегодня выдерживает переправа, когда­-то не скрипевшая под нагрузкой в четыре раза больше. Неразговорчивый смотритель в белой капитанской кепке курит папиросу, опершись спиной на деревянный заборчик, над которым нависает красный светофор.

— Когда судно будет? Сегодня точно не пойдут, да и завтра вряд ли… Тут редко ходят, лес да щебень везут. Не­е­е, не дождетесь, разве что ночевать тут.

Северо­-Двинская водная система, или, как ее до сих пор называют, «канал герцога Виртембергского», проходит по центральной части Вологодской области. Соединяя Шексну с Сухоной, она тем самым связывает бассейны рек Волги и Северной Двины. Местечко Топорня — выход из этой системы.

Главноуправляющий ведомства путей сообщения и публичных зданий герцог Александр Виртембергский организовал работу по устройству канала в 1825 году. В качестве рабочей силы привлекались крестьяне окрестных деревень, которые с завидной редкостью убегали, а потом их разыскивал земский суд. Как пишет в своем труде «История Северо­-Двинской водной системы» зам. директора по научной работе Кирилло­-Белозерского музея­-заповедника Илья Смирнов, в мае 1828 года канал был открыт для судоходства, и вскоре последовал высочайший указ, в котором император, выразив благодарность герцогу Виртембергскому «за столь полезное сооружение», распорядился: «…дабы навсегда сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по ведомству путей сообщения, повелеваю именовать оный канал каналом герцога Александра Виртембергского».

Грузовые перевозки на канале герцога Виртембергского, пишет ученый Смирнов, осуществляли в основном суда двух типов. Первые были неповоротливы, маловместительны, имели слабое крепление и назывались «полубарки» или «унжаки». Строились они, как правило, на одну навигацию, доставляли груз в конечный пункт и продавались на дрова. Суда второго типа — «мариинки», или «полулодки», — были прочной конструкции, имели форму, обеспечивающую легкость хода, и использовались в течение нескольких навигаций. Через сами шлюзы суда проходили исключительно с помощью людской тяги. По Топорнинскому каналу их также тянули бурлаки, а в последние десятилетия XIX века стали использовать лошадей. Для многих крестьян округи это стало важным отходным промыслом.

Все шлюзовые камеры и плотины до Первой мировой войны выполнялись из дерева. Первым сооружением, построенным целиком из бетона, стала реконструированная плотина «Знаменитая», имевшая в длину 60 метров и фермы высотой 6,5 метра. В первые годы Советской власти на канале производились лишь отдельные работы: расчистка фарватера, углубление дна и так далее. Тогда же поменяли и его название на Северо­-Двинский водный путь. После постройки Волго-Балта роль «герцогского канала» постепенно уменьшалась.

Сейчас Северо­-Двинский водный путь приобретает все большее туристическое и научное значение. Так, в конце июля из Вологды отправилась экспедиция ученых, которые занимаются изучением в том числе этой водной системы.

— Научные работники ведут гидрологические, геоэкологические изыскания, изучают микрозаказники, их состояние и составляют рекомендации по их дополнительному созданию, — рассказывает глава экспедиции, в прошлом руководитель пресс­службы областного управления МЧС Виктор Ковальков. — Также специалисты изучают безопасность пути, чтобы владельцы яхт могли спокойно проходить.

Экспедиция закончится 8 августа, за это время ее участники — 14 человек на двух катерах — пройдут около 800 км пути.

Как доехать?
По дороге на Кириллов проехать Иванов Бор, а затем Петропавловский мост. Нужно свернуть направо в деревню Кузино. Сразу после моста будет указатель «Пассажирский причал «Кузино» — туда сворачивать не надо! Проехать прямо и свернуть по указателю «Кузино». В Кузино можно спросить дальнейший путь у местных жителей, но, в принципе, если держаться основной дороги, она сама выведет к шлюзам. В общей сложности по грунтовке придется проехать около 6 км.

Текст: Андрей Ненастьев, Речь, 09.08.2010